ПРАПРЕДОК КАНЕ КОРСО - С О Б А К А А Л А Н О В
"Преданья старины глубокой"
Хранят в веках,не зная срока,
(Но - точно передав приметы)
Что жил-был пёс,в броню одетый...
В сраженьях,с воином былинным -
Плечом к плечу тот пёс старинный
Не раз, не два - всё время рядом...
Он защищал,не ждя награды...
Прошли столетья над планетой,
Исчезли племена,но где-то,
В полу-забытом месте мира
Потомки мОлоссов старинных
Хранили верность,без сомнений -
На протяженье поколений...
Прямой наследник тех молоссов,
Собака-воин – КАНЕ КОРСО !!!
Собака аланов
Тысячи лет тому назад в Древней Ассирии вывели породу Ассирийских догов, предки которых попали туда из Тибета. В исторических источниках осталось много изображений этих могучих собак. Во дворце ассирийского царя Ашшурбанапала (628-668 г.г. до нашей эры) найдены глиняные клинописные таблички и терракотовые доски, изображающие сцены охоты на львов с участием огромных собак. Было очень заманчиво применить этих рослых и мощных «друзей человека» для военных целей. Их мощные челюсти, сила и злобность вполне могли противостоять примитивному оружию человека того времени. Из Ассирии и Вавилона древние доги попадают в Египет, Малую Азию и к скифам…
Скифы, любившие и знавшие толк в животных, сразу оценили их достоинства и тоже стали использовать как боевых собак. От скифов собаки попали к сарматам, а потом и к аланам.
Слава об аланских собаках жива в памяти людей до наших дней, но как всегда, в нашей собственной памяти не нашлось и места для этой части аланской культуры. В руках алан собаки получили новый виток развития, было выведено несколько пород. Это были сторожевые, охотничьи и боевые собаки. Собаки получили общее название – «алано» или «аланские собаки». Охотничьих алано называли травильными: во время псовых охот, когда зверя загоняли гончие и борзые, алано использовали в конце охоты для затравливания крупного зверя, с которым не могли справиться другие собаки: зубра, тура, медведя. Разведение аланских собак процветало.
Всем, кому интересно, кто такие аланы, рекомендую посмотреть фильм "Аланы. Дорога на запад"
Аланы в I-IV вв.
В I в. начинается новый этап в истории скифо-сарматов. Большинство их с этого времени известны под названием «аланы». Первоначально аланами именовалась сильная группировка сарматских и сако-массагетских племен, вышедшая из степей Средней Азии, Став господствующей силой в новом объединении сарматских областей и союзов, аланы передали им и свое имя. Современники хорошо понимали, что «аланы» - это общее название близкородственных племен, которые прежде выступали под разными именами. Поэтому одни древние авторы объясняли читателям, что аланы - это сарматский народ, другие называли их бывшими скифами, третьи - прежними массагетами.
Легкость, с которой новое имя вытеснило старые племенные названия, объясняется несколькими причинами. Во-первых, оно было абсолютно понятным и наиболее подходящим для всех частей скифского мира. «Алан» — так на скифо-сарматских диалектах звучало, общее самоназвание индо- иранцев «ариана», что означает «арии», «ариец». Во-вторых, существовала культурная основа объединения - общность языка и происхождения, близость хозяйственного и общественного быта. Не случайно уже во II в., то есть сразу после создания аланского союза, возникла единая поздне-сарматская (или аланская) археологическая культура. Онa отличается поразительным единообразием на широких пространствах от Кавказа до Украины и Поволжья. Третья и самая важная причина объединения - в его экономической и политической необходимости. Только централизованная власть могла обеспечить безопасность караванных дорог, которые традиционно контролировали сарматы. А умножение выгод от торговли было необходимо для содержания тяжелой кавалерии. Боевые лошади, вооружение и сама подготовка профессионального воина-катафрактария стоили очень дорого. Поэтому сарматская аристократия нуждалась в постоянном и надежном доходе, чтобы сохранять боеспособные дружины.
Со II в. в сочинениях древних авторов появляется общее имя страны - Алания. Значительность ее военно-политического, торгово-хозяйственного и культурного потенциала проявилась во влиянии на дружественные соседние державы. Постоянные связи между сармато-аланами и Боспорским царством привели к постепенной иранизации этого государства- от правящей династии до рядовых граждан греческих городов. Такие же связи существовали с закавказской Иберией, цари и высшая знать которой носили древнеосетинские имена.
Аланы Нижнего Дона, Кубани и Терека жили оседло, занимаясь пашенным земледелием (сеяли просо, ячмень, пшеницу), придомным и отгонным скотоводством. Кочевой и полукочевой быт сохранялся у населения аланской степи, где главными занятиями были коневодство и овцеводство. Сезонные скотоводческие стоянки превращались в постоянные поселения, окруженные пашнями. Создание аланского объединения привело к быстрому развитию городских поселений, становившихся политическими, торговыми и ремесленными центрами. Крупные поселения вырастали в I-IVвв. на путях международной торговли.
Аланы славились своей воинственностью и военным искусством. По словам римского историка IV в. Аммиана Марцеллина, «им доставляют удовольствие опасности и войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». На первые века аланской истории пришелся расцвет кавалерии катафрактариев -знатных профессиональных воинов. Эти закованные в доспехи рыцари атаковали противника сомкнутым строем, применяя клинообразное построение для рассечения вражеской армии на части. Излюбленный аланский прием - лобовая атака по центру, которую в случае необходимости дополняли последующим обходом и атакой с флангов. Комплект вооружения катафрактария включал пластинчатый или чешуйчатый доспех, конический шлем, четырехметровое копье, длинный меч, овальный щит. Аланская военная активность заставила многие государства укреплять свои рубежи, усиливать войска. В I в. началось перевооружение боспорской армии по сармато-аланскому образцу. В римской армии первые всадники катафрактарии появились уже в первой половине II в. Хорошо известны аланские походы на юг - в страны Закавказья и Передней Азии, на запад - к владениям Римской империи. В 35 г. аланы вмешались в иберо-парфянскую войну на стороне Иберии. В 72 г. аланы совершили победоносный поход в Армению и Мидию-Атропатену. В походе 135 г. на Мидию, Армению и Албанию аланы столкнулись с легионами римского наместника Каппадокии Флавия Арриана, видного историка, описавшего военное искусство своих противников. ВIII-IV вв. аланы неоднократно вторгались в дунайские и азиатские провинции Рима. Роль посредника, сохранявшего баланс сил между Аланией и Римом, в Северном Причерноморье выполняло Боспорское царство. Значительная часть его населения имела сармато-аланское происхождение. В III в. Северное Причерноморье подверглась нашествию готов, которые отвоевали себе место между донскими аланами и дунайскими сарматами.
Аланы в Великом переселении народов (конец IV - начало VI в.)
С гуннского нашествия в конце IV в. началось Великое переселение народов - эпоха, совпавшая с переходом от древнего периода мировой истории к средневековью. Гуннское нашествие разрушило Аланию первых веков, а события Великого переселения разметали по свету алан, покинувших родину вместе с завоевателями. Аланы были первым европейским народом, столкнувшимся с гуннскими полчищами. Перейдя Волгу в 372 г., гунны нанесли ряд поражений донским, причерноморским и северокавказским аланам. По условиям мирного договора часть алан отправилась с победителями на запад, оставшиеся на родине отступили из междуречья Волги и Дона, сосредоточивая силы на Предкавказской равнине. В 376 г. гунны и аланы, тесня и вовлекая в свое движение готов, вышли на дунайскую границу Римской империи. В Паннонии и на Нижнем Дунае аланы усилились, соединившись с сарматами, которые ушли на запад еще в I-III вв. G этого времени аланы начинают действовать самостоятельно, отказавшись от гуннской опеки. 9 августа 378 г. готы с помощью нижнедунайских алан и гуннов разбили римскую армию под Адрианополем, а затем попытались взять Константинополь. Аланы во главе с Сафраком, участвовавшие в этих событиях, вскоре тоже поселились в Пан-нонии на правах федератов, то есть военнообязанных союзников Рима. Другая группа аланских федератов в 80-е гг. IV в. была размещена в Северной Италии - эти аланы .под началом Саула (Саруса) в 401-405 гг. храбро противостояли вторжениям вестготов.
В составе вестготского союза еще на Балканах действовали аланы, которые вместе с вестготами воевали в Италии, взяли в 410 г. Рим и вышли в Южную Галлию. Там, отделившись от вестготов и заключив договор с Западной Римской империей, аланы получили значительные территории в 415 и 439 г, В 30-40-е гг. V в. царем возникшего здесь южного Аланского королевства был Самбида. В 457 'г. новый царь Беоргор в союзе с римлянами потерпел поражение от вандалов в Испании. С 460 г. Беоргор совершал набеги на Северную Италию, пока не погиб в битве у Бергамо в 464г.
Аланы, поселившиеся Ь Паннонии, в начале V в. вступили в союз с вандалами. Вандалы, делившиеся на силингов и асдингов, были германцами, как и готы (вестготы и остготы), свевы, бургунды, франки, с которыми аланы заключали союзы или воевали в Европе. Недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы и вандалы 31 декабря 406 г. по льду перешли Рейн и вторглись в Галлию. Там аланы разделились. Часть из них, возглавляемая Гоаром (Эохаром), вновь перешла на римскую службу и впоследствии осела на землях между реками Луарой и Сеной. Здесь уже располагались многочисленные сарматские колонии, а с приходом алан образовалось северное Аланское королевство. С 442 г. его столицей был Орлеан. Около 450 г. Гоар умер и царем стал Сангибан, во главе с которым аланы участвовали в решающей победе доспались Лузитания и Картахена. Отказавшись признать завоевателей своими федератами, Рим вступил с ними в затяжную войну. После гибели короля силингов Фредбала и аланского царя Аддака (418г.), силинги и аланы подчинились королю асдингов Гундериху. Борьба за Испанию, опустошенную войной, имела мало перспектив, поэтому новый король Гейзерих в 429 г. переправил свой народ и 80-тысячную армию в Африку. Завоевав римские провинции Северной Африки, Гейзерих создал Вандало-аланское королевство и в 442 г. вынудил Римскую империю признать его независимость. Флот Гейзериха господствовал на Средиземном море, в 442 г. вандалы и аланы захватили Сицилию, в 455 г. взяли Рим. Подчинив местное население, завоеватели заняли место высшего сословия. Вандало-аланское государство просуществовало до 533 г. и пало под ударами Византии. Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С сармато-аланским наследием связывают целый комплекс военно-технических и духовно-этических достижений средневекового рыцарства. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Однако участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасло западноевропейских алан от быстрого исчезновения. Раздробив свои силы, разойдясь по разным странам, не сумев построить долговечного государства, все они были ассимилированы другими народами.
Асы – Аланы
- народ завоевателей, покоривший к концу первого века по Р. Хр. почти все племена и народы бывшей Ази¬атской Скифии. От А. - А. сохранилось множество исторических и археологических памятников. Известно, что они пришли на Дон и на берега Азовского моря в первом веке по Р. Хр., что по всем данным они явились сюда с севера и вели свое начало из источника общего с нордическими Асами. Оба их имени, Асы и Аланы, имеют северный характер. По нордическим преданиям, записанным в Сагах, на далеком севере тоже когда то существовали Асы, Азары, Азиаманны, герои-полубоги, которые, будто бы, и были родоначальниками скандинавских народов. В сагах вспоминается Танаис и Азгард ("Страж Азии" или "Город Азов"), откуда вышел с племенами Асов их вождь Один. Внешность А. - Аланов, живших вдоль Дона, по описанию римского историка четвертого века Аммиана Марцеллина, носила признаки типа нордического: "За редким исключением, все Аланы люди высокого роста и большой красоты; их волосы почти желтого цвета". Марцеллин знал также, что А. А. ведут свое начало от какого то особенного рода: "Они не имеют понятия о рабстве потому, что сами происходят от благородных корней." Первым из историков точно определяет их эт¬ническую сущность Прокопий Кесарийский в 6 в. Он называет их готским народом. В его время Приазовские Аланы были уже христианами. В дальнейшем европейские памятники называют их иногда Готиталанами, (что должно означать "готские Аланы") Аланготами, Валанготами, а на востоке их знают под именем Акасов или Белых Асов, Азо-Варангов (Бируни) и Алан-Варягов (Низами). В русских летописях они известны как Ясы (Яс, жен. род Ясыня). Римляне звали их также Танаитами (Донцами), потому что их основные кочевья располагались вдоль Таны (Дона). Тесные связи Танаитов с севером подтверждает и археология, указывая, что древние могилы Скандинавии часто находят свое подобие в местах расселения А. - А-ов. На основании имеющихся данных, западные историки резонно предполагают в А. - Аланах сармато-германский сплав, в то время как Русские упорно не признают в них никого, кроме предков нынешних Осетинов, хотя на то и не имеют достаточно обоснованных данных. Ко второму веку на кочевых просторах прежней Азиатской Скифии А. А. установили свое владычество. Покорение народов живущих там совершилось быстро и, повидимому, без особенных усилий, потому что остатки скифов и сарматов в ту эпоху были поделены на множество племенных обществ, избегавших объединения. Они легко стали жертвой хорошо организованных и закаленных в боях А. - Аланов, хотя те уступали во много раз по количеству неисчислимым ордам степных жителей. Нет данных предполагать, что для покоренных северо-кавказцев, Меотов, Сираков, Торетов, Удзов, Аорсов, горских Асседонов или для каких других племен, новая власть проявлялась особенно деспотически хотя, покоряя народы А. - А. принуждали их всех называться Аланами, а для себя веками сохраняли имя Ас, Аас, Аз. Они не разрушали и завоеванные оседлые центры, которые стали служить в их царстве поставщиками продуктов земледелия, рыболовства и местного ремесленного производства. Оседлое ремесло поставляло на рынки прекрасные сорта керамических изделий, украшения из дорогих камней и цветных металлов, конское снаряжение и оружие излюбленного у Аланов типа, не считая всякого рода продуктов, необходимых для жизни. Еще в 4 в., проживая на Дону, А.-А. оставались в большинстве кочевниками. Они занимались исключительно скотоводством и военным промыслом. Далекие набеги считались у них почетным занятием и первым удовольствием. Каждый из них любил войну, боевые встречи и опасности. Лишь того они считали достойным уважения, славы и загробного счастья, кто провел жизнь в боях и пал сраженный оружием врага. Как и полагалось воинам, были "они легки и ловки во владении оружием", которым пользовались исключительно в конных боях. Вооружение их всадников, по выводам археологии, составляли тяжелые пики, длинные палаши, кинжалы и луки со стрелами. Они же ввели в употребление прототип горско-казачьего седла с передней лукой и стременами, пользовались в боях арканами. Одевались А. -в куртки, скроенные на подобии казачьего чекменя, причем правая пола запахивалась поверх левой, т. е. так же, как у скифов, большинства Туранцев и Кавказцев и как еще недавно у Казаков, не только в бешметах, черкессках, чекменях, но даже в форменных мундирах. В 4 в. А. - А. были еще язычниками. Достойным поклонения божеством они считали одного бога войны. Палаш, воткнутый в землю служил его символом и перед ним они приносили кровавые жертвы. Покойников хоронили и под курганами и без насыпей, но, подобно Скандинавам, всегда в глубоких камерах, вырубленных в твердом глинистом грунте. В могилу воина укладывалось оружие приведенное в негодность, а рядом в отдельной яме часто хоронили и его боевого коня. К 4 в. некоторая часть А. - Аланов перешла к оседлости и остатки населенных ими пунктов, как и их погребения, дали археологам многие образцы их военной и бытовой культуры, которая распространялась по всему царству и оказалась богатой по содержанию и устойчивой по формам. Около 375 г. империя А.-А. пала под ударами грозных орд новых завоевателей Гуннов. Немецкий историк О. Егер пишет об этом событии: "Так называемые гунны, большое число монголо-туранских и татарско - чудских племен, объединенных под властью хана Баламира, разгромили германо-сарматский народ Аланов и в 373г. обратились против Готов." Современник нашествия А. Марцеллин рассказывает, что Гунны, двинувшись из Азии, прежде всего напали на Массагетов, живших за рекою Уралом. Побив их, они пошли дальше, пересекая прикаспийские степи. На Дону им пришлось преодолеть мужественное сопротивление Асов, и дальше на Европу они двинулись только "после того, как прошли земли Аланов, а особенно того племени, которое граничило с Грютунгами и называлось Танаитами. Из них они многих ограбили и убили, а переживших нашествие присоединили к себе в качестве союзников." Во время боев выделилась одна многочисленная группа Аланов и отступила на запад. Эти вместе с готским племенем Вандалов прошли всю Европу и из Испании переправились в Сев. Африку. В тридцатых годах пятого столетия там возникло вандало-аланское государство, существовавшее около столетия. Оно завоевано Византией в 534 г. Другая группа должна была уйти в Европу вместе с Гуннами. Пройдя неспокойную эпоху непрерывных воен и с Гуннами, и против них, они наконец разместились за Дунаем в Нижней Мезии совместно со Славянами, Готами и остатками Гуннов. Третья группа А. - Аланов, уйдя вначале в горы, после примирилась со своими победителями и сожительствовала в Приазовье с племенами Меотов и Гунно-Болгар. В 6 в. Прокопий называет их христианами и друзьями Византии. Через два века, после ухода Болгар на Дунай и Среднюю Волгу, А. - А. объединили около себя соседей по Сев. Кавказу и не раз доставляли хлопоты хазарским каганам. В их новом царстве персидские географы указывали Землю Касак, примыкающую к южному берегу Азовского моря. В восьмом веке А. - А. начинают стягиваться в одно политическое обще¬ство на Северском Донце и на Среднем Дону. В 764 г. вместе с Подунайскими Северянами и каким то туранским племенем они перекочевали сюда из Нижней Мезии в количестве 208.000 душ. Памятью их пребывания в бассейне Дона остались городища и могильники с предметами Салтово-маяцкой археологической культуры. Здесь А.-А. снова создали свое государство, существовавшее до второй половины десятого века. Кадры его населения, по мнению археологов, составились из смешанного племенного типа и проявляют черты оседлых земледельцев, ведущих довольно культурное хозяйство, знакомых со строительным искусством, обладавших высоко развитым гончарным ремеслом и кузнечным делом. Вскоре после своего прихода. господствующее племя А. - Аланов воздвигло на правом берегу Дона, повыше донецкого устья, крепость из белого известняка, которой, повидимому и принадлежало первоначальное славянское название Белая Вежа. Хазары усмотрели в ней постоянную угрозу донскому торговому пути и переправе через Дон. В начале девятого века они взяли ее с боя, разрушили до основания и в 836 г. при помощи Греков построили новую крепость Саркел, уже на своей, восточной, стороне Дона. Местные Славяне, а за ними и Русские оставили для нее старое название Белая Вежа, хотя стены ее были сооружены из красного кирпича. Во второй половине десятого в. все поселения А.-Аланского или Ясского царства кем-то разрушены. Теперь при их раскопках находят следы пожаров и насильственной смерти жителей. Их гибель по времени можно связать только с хазарским походом киевского князя Святослава. Эта очередная катастрофа в жизни Дона, очевидно и нашла отражение в короткой заметке летописей под годом 965: "Одоле Святослав Козаром и град их Белу Вежу взя, и Ясы победи и Касоги и приведе Киеву." В результате этой победы прекратилась цветущая и культурная жизнь многих десятков ясских и болгаро - славянских поселений на берегах Дона, Донца и Оскола. Сохранившаяся часть жителей после известна русским летописцам, как Ясы и Черные Болгары. До 1015 г. они находились в зависимости от киевского князя, а после вместе со Славянами-Казаровцами, Касогами-Казягами вошли в состав независимой и сильной державы Мстислава Храброго. В границах этого Томаторканского княжества все они находились около ста лет. Многовековое пребывание А. - Алан в постоянном близком общее со Славянами-Казаровцами и Черными Болгарами способствовало их слиянию в один народ. Процессы взаимного проникновения начались, если не на прежних приазовских юртах, то на Дунае. Во всяком случае А. - А. возвратились на Дон пройдя путь основательных славянских и туранских влияний. Тоже самое устанавливает и археология для ранних эпох пребывания их в наших степях. К десятому веку эти процессы смешивания в один народ завершились в Полонских Бродниках и в Касаках, покрывших своим именем прежнюю Meотиду. После разорения донецко-донской Асалании, часть Аланов, во второй половине 10 в. перекочевала в Крым. Taм они жили в совершенно примитивных условиях между гор около Чуфут Кале, "в пустынных местах и пещерах, не строя ни загонов для скота, ни лачуг". Всем племенем они приняли на себя охрану от кочевников греческого города-колонии Херсонеса и в 1240 г., как христиане имели своего епископа. Грек Пахимер писал о них в конце 13 в. Тогда они находились уже в составе казачьей дружины темника Нагая и вместе с другими Ордынскими Казаками казались полностью отатареными, хотя оставались христианами. В 1364 г. на Синих Водах, при боевой встрече с войском в. кн. Литовского Ольгерда, Татары имели трех предводителей. Из них один носил христианское имя Димитрий, второй назывался Кочубеем, т.е. так же, как Казак и Войсковой судья на Гетманщине во время правления Мазепы, а третьего звали Котлубек. Два первых, по всем признакам, были атаманами Ордынских Казаков, среди которых, по словам Пахимера, находились и Аланы. Оставшись среди Днепровских Казаков и после отхода их от Крымского хана (1492г.) они принесли в их среду чистый нордический тип, сохраняющийся до сих пор у некоторых Черноморцев на Кубани. Утвердившееся в археологии мнение, что А. - А. в извечной части растворились между степными Славянами и Тюрками, дает основание думать. что они не исчезли бесследно, но своими остатками влились и в основной донской казачий массив, пополняя наш народ крупными, белотелыми, спокойными, настойчивыми и хозяйственными представителями Севера. С ними же в казачью среду пришло понятие "атаман" больше асаланское, чем туранское. На принадлежашей Аланам, Земле Касак при Мстиславе Храбром проживал летописный народ Касаги-Казяг. После оттуда же вышли Днепровские Казаки Черкасы, Азовские Казаки, Казаки Пятигорские и Гребенские. В 1549 г., когда Казаки стали окончательно возвращаться с Северщины на Дон, они принесли с собой и, не забытое еще, племенное имя Азманов (Сары Азман). Из этого следует, что остатки А.-Аланов влились и в коренное казачье общество на Дону.
Потомки аланской собаки
Испанский алано, или испанский бульдог
Испанский алано (испанский бульдог) - хорошо известная историкам легендарная порода легких молоссов, которую испанцы считают своей. Изображения алано мы находим у Гойи, а рассказы о нем - в охотничьей литературе, начиная с 1350 года. Алано, вытесненный официально признанными породами, почти исчез в современном мире. Сохранилось лишь несколько десятков особей в отдаленных скотоводческих районах Испании. В целом порода пока не признана Центральным королевским обществом собаководства.
Испанские кинологи, как и их коллеги из других стран, в последние годы обратили пристальное внимание на местные породы и, к своему счастью, обнаружили, что испанский алано, как никакая другая порода собак, несет в себе истинно "испанский характер" в человеческой интерпретации его параметров: сочетание храбрости и благородства.
Названия породы
По-испански "alano" означает "бульдог", но эта порода упоминается под различными синонимами. Среди них: чато (по-испански chato - "курносый"), чато де преса (de presa - собака, применяемая для травли), перро де преса эспаньол, преса дел торо (для травли быков), перро де торос де Саламанка (Саламанка - город на северо-западе Испании), чато салмантино, дого де Бургос (Бургос - административный центр одноименной провинции), кулебро (culebro "уж, змея"), а также другие местные обозначения. Кроме того, название породы имеет прямую аналогию с наименованием древне сарматских племен - аланов, которым мы собственно и обязаны появлением этих собак в Западной Европе.
История испанского алано
Испанский алано (испанский бульдог) - старинная порода, судьба которой тесно связана с историей Испании. Считается, что предки этих собак попали на Пиренейский полуостров с вторгшимися туда аланами в конце IV - начале V века нашей эры. Эти ирано-язычные племена сарматского происхождения с Кавказа - прямые предки нынешних осетин - захватили большую часть Западной Европы и, несколько позже, часть Пиренейского полуострова, главным образом скотоводческие и охотничьи районы Андалусии, Эстремадуры и западную Кастилию. Первое описание алано приводится в испанской "Книге об охоте", изданной при короле Кастилии и Леона Альфонсе XI (1311-1350). Во многих хрониках упоминалось также о том, что алано был завезен испанскими колонизаторами в Америку. Таким образом, эти собаки сыграли значительную роль в становлении ряда пород не только Старого, но и Нового Света. В 1883 году в Испании было запрещено применять собак для "усмирения" быков, сократились охотничьи угодья, ушла в прошлое ночная охота на лошадях. Кроме того, большая часть скотоводов Испании перешла на современный интенсивный тип ведения хозяйства, при котором скот выпасается в загонах. Все это привело к тому, что порода постепенно пришла в упадок. Считалось, что к 1930-м годам алано исчезли, однако эти собаки еще сохранились у некоторых скотоводов и охотников.
Возрождение
Официальная кинология считала испанского алано вымершей породой, однако, в Испании решили ее восстановить. Для этого по инициативе Карлоса Контеры в 1980 году группа кинологов и ветеринарных специалистов начали обследование поголовья таких собак в скотоводческих зонах. В результате выяснилось, что во многих из них алано систематически смешивались с собаками иностранных пород такого же типа. Однако в Саламанке, на севере Бургоса, в Кантабрийских горах и некоторых районах Эстремадуры порода сохранилась в относительной чистоте. Наиболее яркие представители породы, оказавшие основное влияние на ее восстановление, происходят из горных районов севера Пиренейского полуострова, где в скотоводстве до сих пор сохранились архаичные традиции. Только алано способен управляться с полудикими свирепыми быками в суровых условиях этой местности.
При отборе собак для восстановления породы испанский алано главным критерием служили рабочие качества - как гарантия чистопородности. Воссоздать животных, внешне напоминающих представителей породы, - задача не слишком сложная, это дело нескольких поколений. Гораздо труднее воспроизвести особенности поведения, которые складывались в породе веками. Алано - спокойная собака, с чувством собственного достоинства и выраженным стремлением быть вожаком. В то же время алано легко управлять: он повинуется голосу хозяина и хорошо работает в группе. Алано действует разумно как на охоте, так и при загоне быков, не тратит энергии на напрасные действия. В 1997 году Испанское общество развития, поддержки и разведения алано (SEFCA) разработало стандарт породы испанский алано, который был утвержден на факультете генетик и ветеринарии университета Кордовы.
Охотник, пастух, сторож
Испанский алано (испанский бульдог) - классическая травильная собака, обладающая мощной хваткой и устойчивой психикой. Веками скотоводы применяли алано для усмирения агрессивных быков специальной породы браво (лидия), предназначенных для корриды, и как травильную собаку для охоты на кабанов, а в последнее время в качестве сторожа и защитника. Во время порабощения индейцев Америки алано использовали в военных целях. В течение всей своей истории порода была исключительно рабочей, особенности ее применения способствовали формированию бесстрашия, физической крепости и быстроты движений, хорошо развитых органов чувств - обоняния, зрения и слуха. Алано вынослив и неприхотлив, у него хорошо заживают раны (кровь очень быстро свертывается). Работа со свирепыми быками развила у алано особые качества: внимательность и молниеносную реакцию, ловкость и гибкость в движениях, способность к внезапному прыжку, сообразительность и восприимчивость к обучению, уравновешенную психику. В целом алано обладает всеми качествами пастушьих собак и собак для защиты. Кроме того, это верная и преданная собака, очень нежная и покладистая в кругу семьи. Алано легко справляется с лошадью и может повалить корову весом 300 кг, но при этом осторожно и терпеливо обращается с детьми, как заботливая нянька. Испанский алано создан для работы в сельских условиях. Держать эту собаку как комнатную нельзя. Алано необходима физическая нагрузка, его деятельная натура должна иметь возможность полностью проявиться. В городе врожденная активность алано не находит должного применения и собака может стать агрессивной. Увлечение выставками в ущерб рабочим качествам грозит потере самого ценного в этой породе - ее характера. Алано очень вынослив и неприхотлив, экономно потребляет корм: в день рабочей собаке требуется 250-300 г. Он прекрасно уживается с другими собаками, животными и друзьями семьи. С посторонними людьми держится строго. Сочетая в себе силу травильной собаки и живость охотника, алано сохраняет спокойствие, если обстоятельства не требуют от него быстрых и решительных действий. Эта собака отлично знает свою территорию, с ней можно не беспокоиться за усадьбу или животных на ферме. Любители природы и спорта найдут в алано одаренную собаку, пригодную для разнообразной работы в любых условиях.
Собака аланов (продолжение)
В эпоху Великого переселения народов, на рубеже древности и средневековья (IV-V вв. н.э.), группы аланских племен проникли далеко на запад. Они сражались на территории нынешней Франции, Испании и даже Северной Африки. В Европе была захвачена часть Пиренейского полуострова, главным образом скотоводческие и охотничьи районы Андалусии, Эстремадуры и Западной Кастилии. Именно там алано получил широкое распространение, в этих районах пригодились его достоинства.
Первое описание алано приводится в испанской "Книге об охоте", изданной при короле Кастилии и Леона Альфонсе XI (1311-1350). Изображения алано мы находим у Гойи. Во многих хрониках упоминалось также о том, что алано был завезен испанскими колонизаторами в Америку. Таким образом, эти собаки сыграли значительную роль в становлении ряда пород не только Старого, но и Нового Света.
В 1883 году в Испании было запрещено применять собак для "усмирения" быков, сократились охотничьи угодья, ушла в прошлое ночная охота на лошадях. Кроме того, большая часть скотоводов Испании перешла на современный интенсивный тип ведения хозяйства, при котором скот выпасается в загонах. Все это привело к тому, что порода постепенно пришла в упадок.
Официальная кинология считала испанского алано вымершей породой. Но оказалось, что сохранилось лишь несколько десятков особей в отдаленных скотоводческих районах Испании. Испанские кинологи, как и их коллеги из других стран, решили ее восстановить. Для этого, по инициативе Карлоса Контеры в 1980 году, группа кинологов и ветеринарных специалистов начали обследование поголовья таких собак в скотоводческих зонах. В результате, выяснилось, что во многих из них алано систематически смешивались с собаками иностранных пород такого же типа. Однако в Саламанке, на севере Бургоса, в Кантабрийских горах и некоторых районах Эстремадуры порода сохранилась в относительной чистоте.
Наиболее яркие представители породы, оказавшие основное влияние на ее восстановление, происходят из горных районов севера Пиренейского полуострова, где в скотоводстве до сих пор сохранились архаичные традиции.
При отборе собак для восстановления породы «испанский алано» главным критерием служили рабочие качества, как гарантия чистопородности. Воссоздать животных, внешне напоминающих представителей породы – задача сложная, это дело нескольких поколений. Еще труднее воспроизвести особенности поведения, которые складывались в породе веками. Алано – спокойная собака, с чувством собственного достоинства и выраженным стремлением быть вожаком. В то же время алано легко управлять: он повинуется голосу хозяина и хорошо работает в группе. Алано действует разумно как на охоте, так и при загоне быков, не тратит энергии на напрасные действия. В 1997 году Испанское общество развития, поддержки и разведения алано (SEFCA) разработало стандарт породы «испанский алано», который был утвержден на факультете генетики и ветеринарии университета Кордовы.
На сегодняшний день алано, или как его еще называют испанский бульдог, – классическая травильная собака, обладающая мощной хваткой и устойчивой психикой. Веками скотоводы применяли алано для усмирения агрессивных быков специальной породы «браво», предназначенных для корриды, и как травильную собаку для охоты на кабанов, а в последнее время, в качестве сторожа и защитника. Во время порабощения индейцев Америки алано использовали в военных целях. В течение всей своей истории порода была исключительно рабочей, особенности ее применения способствовали формированию бесстрашия, физической крепости и быстроты движений, хорошо развитых органов чувств – обоняния, зрения и слуха. Алано вынослив и неприхотлив, у него хорошо заживают раны (кровь очень быстро свертывается). Работа со свирепыми быками развила у алано особые качества: внимательность и молниеносную реакцию, ловкость и гибкость в движениях, способность к внезапному прыжку, сообразительность и восприимчивость к обучению, уравновешенную психику. В целом алано обладает всеми качествами пастушьих собак и собак для защиты. Кроме того, это верная и преданная собака, очень нежная и покладистая в кругу семьи. Алано очень вынослив и неприхотлив. Он прекрасно уживается с другими собаками, животными и друзьями семьи. С посторонними людьми держит